Правительство РФ не будет зарабатывать на сервитутах

25.12.2014

23 декабря 2014 г. Правительство РФ приняло постановление № 1461 «Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности», определяющего размер платы за сервитут, установленный за федеральные земли.
Данное постановление принято в целях реализации положений статьи 39.25 Земельного кодекса РФ, вступающих в силу с 1 марта 2014 г., согласно которым размер платы за сервитут в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности определяется Правительство РФ.
Указанным постановлением предусмотрено, что, размер платы по соглашению об установлении сервитута в отношении федерального земельного участка составляет 0,01 % кадастровой стоимости этого земельного участка за каждый год срока действия сервитута. В случае если сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, размер платы за сервитут определяется пропорционально площади этой части земельного участка, то есть составит менее 0,01 % от его кадастровой стоимости. Возможность определения иного размера платы за сервитут устанавливается в отношении федеральных земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в пожизненное наследуемое владение либо аренду и определяется как разница рыночной стоимости указанных прав на земельный участок до и после установления сервитута. При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.25 Земельного кодекса РФ в этом случае плата за сервитут будет зачисляться не в федеральный бюджет, а в пользу землепользователя, землевладельца или арендатора земельного участка, с которыми заключено соглашение об установлении сервитута (за исключением государственных и муниципальных предприятий и учреждений).
Необходимо отметить, что указанный размер платы за сервитут является очень «гуманным» и фактически лишает федеральный бюджет возможности заработать на сервитутах, устанавливаемых в отношении не предоставленных федеральных земельных участков. Региональные власти, в отличие от федеральных, не столь щедры.
Так, в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» ежегодная плата за установление сервитута, в отношении земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, определяется на основании его кадастровой стоимости и рассчитывается в процентах:
- 0,1 % – за установление срочного сервитута;
- 1 % – за установление постоянного сервитута.
А в Якутии, постановлением Правительства от 27.03.2010 № 130 «О плате за ограниченное пользование чужим земельным участком (сервитут)» установлено, что размер платы за сервитут в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), в зависимости от вида участка определяется либо как произведение кадастровой стоимости площади земельного участка, обремененного сервитутом, на ставку земельного налога, установленного муниципальным правовым актом муниципальных образований Республики Саха (Якутия), либо как произведение кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, на ставку арендной платы за пользование земельным участком, утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия), то есть равен размеру земельного налога либо размеру арендной платы.
Однако, в большинстве случаев, субъекты РФ и муниципальные образования при определении размера платы за сервитут, используют не абсолютные (фиксированные) размеры платы, а применяют разнообразные формулы, позволяющие наиболее точно определить размер платы, исходя из принципа соразмерности.
При этом, расчетный размер платы за сервитут чаще всего будет больше 0,01 % кадастровой стоимости земельного участка, установленного по общему правилу для федеральных земель.
Необходимо отметить, что установление размера платы за сервитут в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, не повлияет на размер платы за сервитут в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также участков, государственная собственность на которые не разграничена, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 39.25 Земельного кодекса РФ порядок определения размера платы за сервитут, установленный в отношении данных участков, устанавливается не Правительством РФ, а соответственно органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления, а вопрос расчета соразмерности платы за сервитут, законодательно не урегулирован.

Аналитическая служба Юридической группы «Ресурс»